Сайт воспитателя МДОУ "Детский сад №76" Ленинского района г. Саратова

«Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»

Тема: «Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»

 

 

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Актуальность темы

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

(В.А. Сухомлинский)

 

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

 Пояснительная записка: изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.


Цель:

· Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками , педагогами , родителями по теме самообразования

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

 

· Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;

· Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;

· Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

· Систематизировать изученную литературу;

· Развивать уверенность в своих силах;

· Развивать пространственное мышление;

· Учить детей свободно выражать свой замысел;

· Побуждать детей к творческим поискам и решениям;

· Учить детей работать с разнообразным материалом;

· Развивать чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

· Развивать мелкую моторику рук;

· Развивать творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Ожидаемые результаты:

· формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

· умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

· повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Методическая работа

- изучение методической литературы по теме:

Самореализация:

- Обобщить опыт по исследуемой теме ( наглядность  и т.д.)

Форма отчета по проделанной работе:

- организация выставки работ

- отчет по теме самообразования

- участие в конкурсах.

 

Этапы работы:

1) Информационно – аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление плана по самообразованию.

2) Практический.

Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректировка работы.

3) Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.


План работы по теме самообразования

Этапы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Практические выходы

1. Информационно-аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

Сентябрь

Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

2. Практический.

Методическая работа по самообразованию

- Систематизация материала по теме самообразования;

- Разработка перспективного плана занятий по данной теме;

Октябрь

Тематический план занятий с детьми;

Конспекты занятий;

Работа с детьми

- «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

- «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

- Творческий конкурс рисунков «А я мамочку люблю»

- Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй ее»

- Рисование печатками «Шары для клоуна», «Праздничная елочка»

- Рисование поролоновым тампоном «Облака белогривые лошадки»

- Консультация «Нетрадиционная техника рисования с детьми»

- Выставка детских работ «Полетели»

- Творческая выставка детских рисунков «День Победы»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3. Подведение итогов

Отчет о проделанной работе, итоговая творческая выставка.

Май

- Отчет по теме самообразования «рисование нетрадиционными техниками рисования» (средняя группа);

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

 

 

 

 

 

Работа с детьми

Месяц

Образовательная область

Работа с детьми

Самостоятельная деятельность

Октябрь

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

 

- Физическое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

 

- Социально-коммуникативное

Беседа «Знакомство детей с искусством»

Беседа о цветах

Игра «Волшебные кляксы»

«Букет осени»

С-р игра «Детский сад»

Изучение в уголке для рисования рисунков, изображенных в различных техниках рисования

Ноябрь

- Познавательное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

«Дождливый день»

(рисование по мокрому листу)

«Хохломские ягоды» (рисование пальчиками)

Игра «Запомни картинки»

Декабрь

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

Беседа о русских художниках

«И плывут по небу облака»

(рисование по мокрому листу)

Игра с цветом

«Морозные узоры»

кляксография

Выставка картин Русских художников

Январь

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

Беседа «Монотипия» с элементами рисования

«Снежинки» (Рисование методом тычка)

 «Метель»  совместный рисунок с родителями с применением метода кляксографии

Февраль

- Речевое развитие

- Познавательное развитие

 

- Физкультурное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

«Виды изобразительного искусства»

Игра «Найди цвет»

«Зима» (набрызг)

Повторяем цвета радуги «Рисуем пальчиками»

Март

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

 

- Физкультурное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

 

- Социально-коммуникативное развитие

«Открытка для мамы» (Печать по трафарету + рисование пальчиками)

«Ранняя весна» (Монотипия пейзажная)

Настольно-печатные игры

«Подснежники» (пластилиновая живопись)

«Ветка с листочками» (Оттиск печатками)

Чтение сказки «Цветик-семицветик» дома

Апрель

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

 

- Социально-коммуникативное развитие

 

- Физкультурное развитие

 

- Художественно-эстетическое развитие

«Черепашка» (Восковые карандаши + акварель)

«Пингвины на льдинах» (Печать по трафарету)

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игра «Кляксы»

Знакомство с новой техникой «Рисование клеем»

Сюжетно-ролевые игры дома совместно с родителями (семья)

Май

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

 

- Художественно-эстетическое развитие

«Салют в День Победы» (Набрызг)

«Бабочка» (Монотипия предметная)

«Цветущая ветка» (пластилиновая живопись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями и педагогами

 

Сроки реализации

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Консультация "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Ноябрь

Выставка работ "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Обмен опытом

Декабрь

Консультация «Роль искусства в жизни детей»

Январь

Совместное творчество родителей и детей.

Обмен опытом.

Февраль

Совместное творчество родителей и детей.

Пригласить коллег на выставку «Поет зима, аукает…»

Март

Творческая выставка для мамы

Апрель

Совместное творчество родителей и детей

Май

Итоговая выставка всех работ

Приглашение на выставку «Весенняя сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

31 марта 2019 в 19:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.